02Июн
2014
0

Универсальные законы развития ребенка. Базисные потребности.

Что необходимо знать для того, чтобы воспитывать ребенка? – этим вопросом задавались педагоги и психологи с давних пор. В ходе развития науки, психологии в частности, выяснилось, что на развитие полноценной личности оказывают огромное влияние, так называемые, универсальные законы развития и индивидуальные особенности ребенка. Универсальные законы развития – общие для всех детей. Индивидуальные особенности ребенка зависят от состояния здоровья, темперамента, способностей конкретного ребенка и т.д. Получается, что воспитывая ребенка, следует опираться на универсальные законы развития, при этом учитывая его личные особенности. Потому и говорят, что возрастные периоды приобретения тех или иных навыков (умение ходить, писать, читать, считать, рисовать) не могут быть точно определены для всех детей единым образом. Какие же законы развития ребенка, по мнению психологов, являются универсальными на сегодняшний день?

Универсальные законы развития ребенка

  1. Базисные потребности;
  2. Возрастная периодизация развития;
  3. Наличие впитывающего типа мышления у детей до 6 лет;
  4. Сензитивная периодизация развития.

Базисные потребности

Одним из первых ученых, сумевшим классифицировать потребности человека, был американский психолог Абрахам Маслоу. Конечно же, его теория по сей день подвергается критике. Но суть теории проста и красива. Маслоу предложил разделить потребности человека на базисные (тех, без которых не происходит полноценное развитие человека) и производные. Как Вы понимаете, без производных потребностей, а к ним относятся потребность в справедливости, благополучии, порядке и т.д., человек обойтись сможет.

Интересно, без чего же мы с Вами не сможем обойтись? Какие потребности, по мнению Маслоу, являются для человека базисными? А что, собственно, думаем по этому поводу мы, обыкновенные мамы? – задумалась я и решила расспросить об этом своих подруг. И вот что из этого вышло. Подруги, как правило, называли базисными: потребность в сне, пище, одежде. Кто-то добавлял «наличие крыши над головой». В общем и целом все ответы свелись к физиологии. Наверное, Вы будете удивлены, узнав, что физиологическая потребность – это всего лишь один пункт (безусловно, важный, но не единственный) в ряду потребностей, без которых не развивается человек. И тогда он либо погибает физически, либо деградирует как личность, перестает быть человеком в полном смысле этого слова. Так считал А. Маслоу. Не могу не согласиться с этим мнением. Итак, ниже привожу полный список базисных (основных) потребностей:

  • Потребность в пище, тепле, сне – физиологическая. Бесспорно, не имея крыши над головой, без пищи, любое живое существо не сможет выжить, что уж тут говорить о развитии. Уж кто-кто, а детишки знают об этом всё: иначе стали бы они кормить своих кукол с ложечки и одевать в красивую и теплую, по погоде, одежку.
  • Потребность в безопасности. Справедливости ради надо отметить, что ощущения безопасности изменяются по мере взросления. Отсюда вывод: то, что кажется безопасным взрослому, не всегда будет казаться безопасным ребенку.
    Поскольку мы с Вами вряд ли помним, что казалось нам безопасным в далеком детстве, просто запомните: сначала для ребенка безопасно везде, там, где рядом мама. Чуть позднее дети чувствуют себя уютно везде, где есть абсолютная стабильность и предсказуемость. Ну, а потом там, где они сами могут контролировать ситуацию и т.д.

Естественно, требования к безопасности распространяются и на развивающие игрушки. К примеру, детские игрушки компании ELC отличаются превосходным качеством. Каждая развивающая игрушка ELC подвергается серьезным испытаниям на прочность и безопасность.

  • Потребность в принятии. Безусловном принятии. Помните странный вопрос, который мы иногда задаем своим любимым: «За что ты меня любишь, дорогой?» Так вот, если бы Ваш любимый отвечал на этот вопрос с позиции безусловного принятия, то ответ был бы примерно таким: «Я люблю тебя просто так, безо всяких условий». Такова, кстати, материнская любовь. Иначе и быть не может.
  • Потребность в уважении. Это проявление осознания себя, как части окружающего социума. Наиболее острый период для этой потребности приходится на возраст 3-х лет. Именно тогда у детей наблюдается первый переломный кризис.
  • Потребность в самореализации. Каждый из нас – творец. Ведь, по сути, творчество – это двигатель науки и культуры. Для малыша самореализацией становится исследование собственных возможностей.

Все перечисленные базисные потребности постепенно в первые 3-4 года. От того, как они реализуются в детстве, во многом зависит взрослая жизнь человека. По мере взросления ребенка и удовлетворения физиологических потребностей, на первый план выходят гуманитарные потребности. Следует помнить, что психологические особенности, приобретенные человеком в первые 3 года своей жизни, не поддаются коррекции в течение всей жизни. Поэтому к воспитанию детишек до 3 лет нужно относиться предельно серьезно.