01Июн
2014
0

Изучаем формы с развивающими игрушками

Сенсорное развитие или развитие органов чувств – едва ли не основная задача развития ребенка. Почему так важно заниматься сенсорным развитием ребенка? Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой – необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду и школе. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. Эталонами формы служат геометрические фигуры. Изучение геометрических форм – первый шаг на пути к обучению ребенка такой сложной науке, как геометрия.

Осваивать фигуры можно начинать уже в год. Как правило, двухлетний малыш может свободно выбирать фигуру по образцу из таких пар: квадрат и полукруг, прямоугольник и треугольник. Но различать прямоугольник и квадрат, квадрат и треугольник дети могут лишь после 2,5 лет. Отбор же по образцу фигур более сложной формы доступен примерно на рубеже 4—5 лет, а воспроизведение сложной фигуры осуществляют отдельные дети пятого и шестого года жизни. Специалисты советуют начинать обучение с плоскостных фигур (квадрат, круг), а не с объемных (шар, куб).

К изучению форм можно подключить и различные сортеры с объемными фигурами. Будте готовы к тому, что вначале дети воспринимают неизвестные им геометрические фигуры как обычные предметы, называя их именами этих предметов: цилиндр — стаканом, столбиком, овал — яичком, треугольник — парусом или крышей, прямоугольник — окошечком и т. п. В процессе обучения восприятие ребенком фигур меняется и остается лишь ассоциативный вспомогательный элемент: цилиндр — как стакан, треугольник — как крыша и т. п. Позднее геометрические фигуры будут восприниматься детьми как эталоны, с помощью которых определяется форма предметов (мяч, яблоко — это шар, тарелка, блюдце, колесо круглой формы, а платок квадратный и т. п.).

Таким образом, обучение ребенка формам проходит через следующие этапы:

  • Ребенок отождествляет геометрическую форму с предметом (шар – это яблоко)
  • Ребенок сравнивает форму с предметом, как бы вспоминая (шар, как яблоко).
  • Ребенок воспринимает форму, как эталон (яблоко, солнце – это шар)

Разнообразие игрушек, способствующих обучению формам, не может не вызвать восторг. Это и сортеры, и пазлы-вкладыши, и специальные обучающие наборы.