02Июн
2014
0

Методики раннего развития ребенка. Краткий обзор

В вашей семье появилось маленькое кричащее чудо. Помимо основных забот, которые сопутствуют ухаживанию за новорожденным, головы родителей обычно заняты вопросом: как и когда можно начинать многосторонне развивать ребенка. В 20 веке раннее развитие ребенка стало едва ли не обязательным и естественным для каждой семьи. И действительно: ведь с рождения до 6 лет мозг маленького человечка развивается настолько активно, что этому может позавидовать любой взрослый человек. До шести лет ребенок впитывает информацию, как губка.

Идеей о том, что ребенка можно и нужно обучать с самого раннего возраста, задавались давно. В разных странах появились основоположники раннего развития. Что интересно: все методики различны, но при этом каждая из них невероятно эффективна.

Думаю, раньше других появилась методика японца Масару Ибука. Масару Ибука — японский предприниматель, один из основателей корпорации электронной техники «Sony». Ибука стал одним из «первопроходцев» в направлении раннего развития детей. Ибука считал, что умственные способности человека развиваются только в первые три года жизни. Именно в этот период, когда мозг маленьких детей жадно впитывает любую информацию, их можно с легкостью научить говорить на нескольких языках, плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке (по методу Шиничи Сузуки). Как известно, в более позднем возрасте обучение всему этому отнимает много времени и сил. Углубившись в изучение теоретических и практических исследований на эту тему, Ибука написал ряд книг, посвященных проблеме раскрытия, практически, безграничных возможностей человеческого мозга. Самая известная его книга – «После трех уже поздно» (1971 год).

В Америке до сих пор популярна методика Глена Домана, которая постепенно получает признание и в России. Врач Глен Доман разработал уникальную передовую методику обучения чтению малышей целыми словами.

Мария Монтессори, пожалуй, единственный в мире педагог, профиль, которого был напечатан на денежных купюрах. Настолько Италия оценила вклад Монтессори в воспитание маленьких итальянцев. Прошло немного времени и методикой Марии Монтессори «заболели» в разных уголках всего мира. Мария Монтессори создала методику, позволяющую детям получить опыт и знания в самых разных областях жизни – от обслуживания себя до сложных действий с многозначными числами в математике, чтения с пониманием и грамматики в языке, физических опытов и лент времени. При этом наши дети могут быть свободными и разными.

Россия всегда славилась своими педагогами. Ранним развитием же занималась целая семья Никитиных. Методика Никитиных — амбициозная и неоднозначная по своим результатам попытка педагогов Лены Никитиной и Бориса Никитина на практике использовать идеи ранней тренировки ума и тела. Как методики, так и сама жизнь семьи вызвала большой общественный интерес в советском обществе 70-х —80-х годов.

Кто не слышал о кубиках Зайцева? Многие российские педагоги используют их при обучении чтению дошколят. Обучение чтению по методу Зайцева строится на “складовом” принципе. Это имеет нечто общее c тем, как ребёнок начинает говорить. Мы ведь не начинаем говорить с отдельных букв – “М”, потом “А”. Мы начинали говорить”ма”, “ба”, “да”. Так и с кубиками. Буквы и склады показываются ребёнку все сразу, все 56 кубиков. Склады поются на мотив любой любимой песенки. И так десятки раз, ненавязчиво, в правильное время – когда малышу это нравится, легко и интересно.

Все, кто интересуется методиками раннего развития, наверняка знают, что такое «Доска Сегена». Это доски с пазами различной геометрической формы и соответствующими им вкладками. Мы их теперь называем вкладышами и сортерами. Оказывается, ценность данной методики состоит в том, что она не предусматривает речевой инструкции и словесного оформления выполняемых ребенком действий. Поэтому она пригодна для занятий с детьми, которые вообще пока не имеют сформированной речи.

Каждая из этих методик заслуживает уважения и внимания. В занятиях с малышом можно использовать сразу несколько методик. Главное – не переборщить и помнить, что ребенку важно чувствовать в первую очередь Ваше тепло и любящий взгляд. И тогда всё у вас получится!