01Июн
2014
0

Настольные игры для детей. Учимся… проигрывать

Играть в настольные игры с детьми надо! И начинать можно, как только ваш ребенок сможет удержать в памяти информацию, в нашем случае – правила игры. Начинать следует с самых простеньких игр. Подмечено, что дети, рано начавшие играть в настольные игры, лучше адаптируется к соцсреде. Эти дети умеют не только «кататься» , но и «саночки возить». Признаемся, что «саночки» не нравятся никому, но что тут поделаешь – они есть, и никуда от них не деться. В любой игре всегда будет выигравший и проигравший – и не только в настольной. Ребенок выходит на детскую площадку, а там… салочки, прятки, модная ныне «стоп-земля». В этих играх явных победителей и проигравших можно и не заметить, потому что проигравший становится «вОдой», а в следующий раз водить будет другой ребенок, зазевавшийся, замешкавшийся, застрявший в кустах. …Помните, сколько раз мы возвращались домой после таких вот игр с вырванными клочками одежды и перемазанные, как маленькие чертики? Ну так вот, никакой ребенок не любит водить. Все хотят не догонять, а убегать, не искать, а прятаться и т.д. И в этой связи надо отметить, что есть дети, которые не любят водить, но делают это, понимая, что это есть обязательная и неотвратимая часть игры. Есть и другие детишки, которые всячески стараются избежать этого. Если другие дети все же настаивают, они скорее готовы выйти из игры, чем согласиться водить. На мой взгляд, это один из признаков неадаптированности ребенка к социуму. Подозреваю, что некоторые родители вполне осознанно воспитывают своих детей в таком ключе: мол, «пускай мой всегда будет первым» и т.п. Другим же родителям, к числу которых я причисляю и себя, важно как ребенок адаптируется к соцсреде. Конечно же, хотелось бы, чтобы этот процесс прошел как можно более безболезненно и легко.

Играть, выигрывать и проигрывать – едва ли не самая главная игра, извините за тавтологию, окружающей нас социалки. Для этого я предлагаю научится всем этим премудростям дома, в уютной и спокойной обстановке. Вместе с малышом засядьте за любую простейшую настльную игру -«ходилку», например, Игра-ходилка “Дорожки и лестницы”. Несколько маленьких советов: поначалу дайте малышу несколько раз выиграть, тогда пробудится стимул к игре. Неизбежно ребенок в какой-то момент проиграет, и вот тут от вас потребуется терпение и такт. Естественно, ни в коем случае смеяться на проигравшим ребенком не надо. Вы не поверите, но тот самый, первый, проигрыш (порой и третий, и десятый.. много зависит от характера) – жуткий стресс для ребенка. Один ничего не скажет, но потом почему-то вечером «вдруг» закатит истерику, другой это блестяще проделает тут же на месте, третий… Поэтому мы, взрослые, должны помочь и всем своим видом показать, что на этом жизнь не кончается, и в следующий раз малыш, возможно, победит. Выглядит это примерно так: мама обнимает скуксившегося малыша и проговаривает!, а не думает про себя, как это обычно бывает (полагая, что ребенок еще мал и «ничего не понимает»). Позволю себе немного отступить от темы. Мне кажется, что основная ошибка нашего воспитания заключается в том, что мы не приучены говорить со своими детьми. Мы, якобы, думаем хорошо и много, а говорим ребенку какую-то чепуху, порой просто лжем или молчим. Вот вам, к примеру, хочется слышать СЛОВА поддержки или МЫСЛИ поддержки? Понятно, что любая мать плохого своему, да и чужому ребенку не пожелает. Но наши дети – пока еще не телепаты и понимать наши мысли не умеют. Поэтому говорите с детьми, объясняйте и обсуждайте.

…Итак, обнимите ребенка и скажите примерно следующее: «Я вижу, что ты огорчился. Вероятно в следующий раз ты выиграешь. Попробуем еще?» И, пожалуйста, проследите, чтобы в этот момент около вас с ребенком не было неадекватно реагирующих личностей. Это может быть кто угодно: охающая жалостливая бабушка или няня, старший ребенок – хороший и не менее любимый, но, возможно, немного ревнующий к малышу. Вообще, уважение и понимание еще никому не мешали. Если ребенок спокойно реагирует на проигрыш, поиграйте в настольную игру еще раз, научите его радоваться не только за свои, но за ваши победы, поддержите в проигрыше. Как только вы поймете, что ребенок усвоил понятия «выиграл» и «проиграл» и может справиться с этими состояниями сам, подключайте к игре еще игроков. Будьте уверены, ребенок, по-настоящему умеющий играть в настольные игры, с легкостью перенесет эти умения в социум. Удачи! Играйте и… !