02Июн
2014
0

Развивающие игрушки для различных сензитивных периодов

Сензитивные периоды – периоды особой восприимчивости детей к тем или иным видам деятельности. Специалистами подмечено, что человеку никогда более не удается так легко овладеть навыком, как в соответствующий сензитивный период. Для детей подмечена периодизация овладения навыками (по М.Монтессори). Надо учитывать, что границы сензитивных периодов не являются точными, у каждого ребенка они могут быть сдвинуты в ту или другую сторону на несколько месяцев.

0 – 6 лет – период развития речи

До года ребенок осваивает и привыкает к родному языку. Ко второму году словарный запас ребенка лавинообразно нарастает. 2,5-3 года – наивысшая точка: ребенок начинает говорить многословными фразами. С 4 лет ребенок интересуется письмом и чтением. Тематические наборы, карточки, а также первые шуршащие клеенчатые книжки будут лучшим подспорьем для родителей в период развития речи ребенка.

0 – 5,5 лет – период сенсорного развития

Ребенок обладает почти всеми чувствами (слух, зрение, барическое чувство, осязание, чувство тяжести, вкус и т.д.), присущими человеку, уже в момент появления на свет. Но предметное восприятие требует освоения сенсорных эталонов, умения использовать их при восприятии объектов окружающей действительности. «Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни» – считала Мария Монтессори. И мы можем ему в этом помочь. Развивающие игрушки ELC станут верными помощниками родителям в этот период жизни малыша. Детские музыкальные инструменты благотворно повлияют на слух ребенка. Разноцветные пирамидки помогут разобраться ребенку с цветом и формами.

1 – 4,5 года – период освоения движений и действий

Всем известно, что нормальное состояние бодрствующего ребенка – движение. Ограничение двигательной активности детей часто ведет к задержке психического развития. Во время движения мозг обогащается кислородом, что дает возможность его активному развитию. На первом году жизни ребенок осваивает собственное тело, учится управлять отдельными его частями, поворачиваться, садиться, вставать. Центральным пунктом этого периода является момент первого шага, то есть начало прямохождения человека. При этом не стоит забывать о важности ползания. На втором году жизни ребенок осваивает действия с предметами, совершенствует движения руки. К 3 годам происходит переход от действия к деятельности. К 4 годам ребенок в состоянии освоить практически все виды движений, доступные взрослому человеку. Обычно мотивировать ребенка к движению не нужно, т.к. он и без того излишне активен (по мнению родителей). Если же Вы считаете, что малыша пора «подтолкнуть» к активным действиям, в этом Вам помогут мячи, каталки и машинки. Словом, все, что можно катать, догонять и толкать.

1,5 – 3 года – период восприятия порядка

Этот период очень важен для развития ребенка в социальной сфере. Причиной же возникновения данного сензитивного периода является потребность в безопасности. Что означает отношение ребенка к порядку? Ребенок с рождения видит и привыкает к определенному привычному для него порядку действий и правил. Если понаблюдать, дети выполняют ежедневные действия, как священный ритуал. Порядок для малыша важен в трех аспектах:

  • порядок во времени. Ребенок живет по своим биологическим часам. Любое отклонение приводит к стрессам;
  • порядок в месте. Как ни удивительно, но ребенок помнит о том, где находятся вещи, в частности, игрушки. Поэтому в этот период несложно научить ребенка убирать игрушки на места.
  • порядок в социальных отношениях. Ребенку важна стабильность в отношениях с окружающими его людьми.

2 – 2,5 года – наивысшая точка восприятия порядка

Период важен тем, что именно тогда ребенок впитывает и записывает в свое сознание положение вещей. Поэтому любые изменения в семейном быту – выход на работу мамы, поступление в сад – нужно проводить до того, как ребенок записал их в своем сознании как непреложные истины. Ведь именно в этом и кроется причина нежелания ничего менять в существующем порядке. Для нас, взрослых, это выглядит, как нежелание отпускать маму или ходить в сад.

Кстати, с 1,5 до 2 лет ребенок испытывает не самые приятные для себя психологические ощущения. Дело в том, что именно в этом возрасте он ХОЧЕТ стать самостоятельной личностью и стремится «оторваться» от матери. Такова его психологическая потребность. Как будто сама природа толкает его на это. При этом малыш осознает, насколько опасной станет его жизнь. Все эти факты вкупе заставляют ребенка испытывать стресс. Ничего не поделаешь. Такова природа вещей. Поэтому: во-первых, малыш в этом возрасте становится излишне нервозен. А во-вторых, это не самый подходящий возраст для поступления в садик. Другими словами, если Вы отдаете ребенка в сад в этом возрасте, велика вероятность того, что Вы тем самым увеличите его и без того стрессовое состояние.

Наиболее подходящий возраст для поступления в сад от 2,5 до 3 лет. С другой стороны, если Вы не спешите отдавать малыша в сад, все же специалисты считают, что ребенок обязательно должен попасть в свой детский социум до 4 лет. 4,5 года – пик сензитивного периода социального взаимодействия. К этому возрасту ребенку необходимо научиться адаптироваться в своей среде.

1,8 – 3,5 лет – период интереса к мелким предметам

Ребенок испытывает потребность интенсивного развития мелкой моторики пальцев и мускулов руки. Он познает дробность мира, проживает механизмы анализа и синтеза. В этом возрасте любого ребенка заинтересуют игры-сортировки, шнуровки и мозайки.

2 – 6 лет – период социальной адаптации

В 2 года ребенок начинает идентифицировать себя, уменьшается его зависимость от взрослого. Ему интересны другие дети, формы поведения в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, ярко проявляет свой характер. Его поведение легко корректируется средой общения, внешним ритмом жизни, который становится потребностью. Ребенок «примеряет» на себя различные роли. Происходит интенсивное впитывание культуры. В этот период ребенку становятся интересны сюжетно-ролевые игры.

Хотелось бы добавить, что сензитивные периоды универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей. Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей. Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов, но может знать об их существованиях и предвидеть наступление следующего сензитивного периода.